novruzi (novruzi) wrote,
novruzi

Про удавшийся поход :)

...и снова в бой

Так как желание увидеть красоты нашей Родины переполняло нас, мы с Фаигом решили во что бы то ни стало не сдаваться. На сей раз я решил не плыть против течения и русло реки привело меня заново в Министерство Экологии, где я встретился с человеком, который полностью отвечает за Национальный парк Шахдаг, а учитывая территорию этого парка, который охватывает шесть районов Республики, то и ответственность у Арзу Мустафаева действительно колоссальная. Арзу м. - директор Милли парка встретил меня очень тепло, я рассказал ему про все проблемы с которыми мы столкнулись в неудавшемся походе, о том что искуственно создаются проблемы, решение которых должно исходить от самого Министерства, о том что Парк может стать источником прибыли для государства и многое другое. Арзу м сразу дал понять, что Министерство само заинтеровано в привлечении туристов для посещения национальных праков, а трудности с которыми сегодня сталкиваются туристы связаны с налаживанием системы, которая буквально на днях будет завершена и что любой желающий приобретя специальные талоны на месте в сопровождении проводника сможет безпрепятственно посетить Милли парк, за исключением Северной части, которая проходит через Гусарский район. А для посещения данной части парка туристы должны заранее получить разрешение в Пограничной Службе АР. На мой вопрос как быть с проводниками, директор парка объяснил, что с ними проблем нет, если конечно маршуты не спортивные ( спротивными считаются лишь восхождения на вершины и в этом случае гидов выдает федерация экстремальных видов спорта). В роли проводников в основном выступают аккредетированные местные жители, а учитывая проблемы с трудоустройством в селах, то дефецита в них небывает.

Не прошло и недели, как получив разрешение от пограничной службы мы прибыли в село Хыналыг, и честно говоря были приятно удивлены увидев перед входом в Милли парк уже не палатку, а небольшой офис, где сотрудники этого Мин.Экологии выдают талоны для туристов, желающих погулять в этих прекраснейших местах. Приобретя пропуски и преодолев ту черту, которая казалась непреодолимой в прошлый раз, мы получили уже массу приятных эмоций, но надо было спешить так как скоро темнело и нам нужно было добраться до местечка под названием Атешгях.

Атяшгях

Атяшгях - в Азербайджане обычно это название дается местам, где из под земли посредством природного газа выступает огонь. В Азербайджане есть много мест где возможно встретить это интересное явление природы и такие места как Янардаг и Сураханинский комплекс, расположенные на Абшеронском полуострове, уже издревле привлекали интерес у многих. И многие впрочем как и я, всегда задаются вопросом : каким образом пробивший свой путь на волю газ не заканчивается и каким образом символ нашей страны, горит здесь на протяжении многих столетий. Честно говоря до последнего не верилось, что на высоте 2600 м над уровнем моря может быть аналогичное явление, понятно еще можно найти объяснение появлению газа в выше описанных местах, так как они находятся на одном уровне с морем, но газ, который идет из недр Земли поднимаясь под давление на такую высоту, действительно кажется этаким чудом. Конечно я не специалист в нефте-газовой сфере, но увиденное через пару часов после нашего старта, поразило меня настолько, что до сих про не могу забыть место, которое могло бы конкурировать со многими красивейшими местами на нашей планете. Предстватьте: вы на лоне горного массива Гызыл Гая, перед вами открывается панорама на восточный хребет горной цепи Большого Кавказа, здесь только вы и все четыре стихии природы – Огонь полыхающий средь камней, Вода которая поступает в виде родника прямо рядом с огнем, наичистейший Воздух и естественно Земля – вот она гармония природы - подумал я, и человек, посланный Всевышним как наместник, как хранитель, которому даны эти ценности, просто обязан стремиться сохранить это богатство.

Панорама на восточный хребет Большого Кавказа

Голос Фаига спустил меня на последную перечисленную стихию то есть на землю. Надо было ставить палатку пока совсем не стемнело и мы принялись за установку, хотя благо у нас рядом горел огонь, который освещал небольшое пространство, но нам хотелось закончить установку и разгрузку до полной темноты. Каково же было наше удивление, когда словно Солнце взошла полная Луна и все вокруг озарилось. Это был следующий эффект, которыми одарил нас Всевышний на этом месте. Луна светила настолько ярко, что звездное небо, которое обычно выступает во всей своей красе когда мы в дали от искусственного освещения, буквально поглотило весь блеск тех звезд, свет от которых достигает нас за миллионы световых лет. И здесь на ум пришлы аяты из Корана

"Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую Луну" 25:61

Ночь была прекрасна. Лекгие наполнялись воздухом, которого так нам не хватает в городе. Поужинав, немного пофилосовствовав о жизни, мы нырнули в свою обитель, где и провели остаток ночи.
Надо было набираться сил, впереди еще дорога до Лазы.
Рассвет в на Атешгахе не менее роскошен, чем закат, осбенно когда лучи солнца словно гонцы посланные вперед главнокомандующим идущим вслед за ними, принесли вестку о том что пора вставать. Вместе с рассветом прибыл и наш проводник, который прошлой ночью проводив нас сюда вернулся к себе в село.

Обитель

Позавтракав и попив нашего любимого ярпызного чая, по которому мы изрядно соскучились и который вдоволь растет в этих горных местах, мы начали планировать наш маршрут. Имеются два пути от местечка Атешгях до селения Лаза: первый проходит по кулуару массива Гызыл Гая, но летом из за сыпучести горной породы нежелательно идти по нему, и второй, через перевал по направлению Шахяйлаг, который длиннее, но более зрелищнее. Мы выбрали второй путь и не прогадали.

Дорога в Лазу

«Это последний подъем, после него только спуск до самой Лазы» - произнес наш проводник Гасым. Позади уже осталось 15 км серпантинной дороги, которая все это время вела только вверх. Осталось всего несколько метров, чтобы добраться до вершины перевала.

Поднимаясь вверх ,самое лучшее что можно сделать - это не оглядываться назад и не смотреть сколько пути ты прошел, а мысленно запланировать что либо в голове и разрабатывать идею. Мне лично, такой механизм помогает не замечать все трудности подъема.

И вот мы на вершине. Панораму, открывшуюся перед нами, мне приходилось видеть не раз, но так близко увидеть красу гор от подножья и до самых вершин - это было впервые. Подобно красавицам предстали пред нами Восточный и Западный Тфан, а примыкающий к ним Шахдаг походил на жениха, пришедшего на сваты. Это было именно то, что мне так хотелось увидеть с близи, это было то, что утвердило во мне понимание определения Кавказец. Кавказ - это воплощение мужественности, мудрости и красоты.
Одним словом увиденное поразило меня, и с этой минуты началась дорога вниз.

Вершина перевала

Хорошая подготовка к походу всегда залог успешного его завершения

При подходе к Шахяйлагу, или как еще называют эту местность Шахдузу, начался сильный ливень, небо за минуту покрылось серыми тучами, сквозь которые грозные удары грома содрагали все в округе. А холодный воздух, идущий с вершины гор, на которых все еще лежит снег, заставил нас забыть, что на дворе Июль. Было очень холодно, первая мысль была - собрать палатку и переждать, но наш проводник предложил переждать дождь в Яйлаге у местного чабана, который приходился ему родственником. Несколько километров пути до Яйлага мы уже не шли, а почти бежали, так как на нас были лишь ветровки, которые обмокли и холодный ветер пронизал со всех сторон. Обласканные городскими условиями мы давно позабыли, каково быть обмокшими с головы до ног.

Яйлаг- это временное жилище чабанов, где они живут со своими семьями, где минимум условий, но очень уютно или так нам показалось после небольшого марафона при температуре 10 градусов тепла. Переодевшись в более теплую одежду, мы уселись вокруг скатерти, на которой уже лежали стаканы с чаем, хлеб и сыр. Вытащив из рюкзака всю нашу провизию, супруга чабана Бахруза приготовила нам обед. После разговора с Бахрузом начинаешь понимать, как мало нужно для счастья, а его сын Руслан все это время бегал вокруг нас, демонстративно и гордо показывая свою машинку. Да поможет им Аллах.

Яйлаг

Переждав дождь, который казалось, изменит наши планы, и поблагодарив Бахруза за гостеприимство, мы продолжили свой путь.

Бахруз и его семья

Эта часть пути особенно зрелищна, так как проходит по подножью Гызыл Гая и параллельно подножью Шахдага, их разделяет горная река, названная в честь жены Шах Аббаса Шах Набат. У этих мест особая энергетика, которая наполняет тебя любовью, силой и мудростью. Здесь настолько все гармонично и соразмеренно, что все вокруг дополняет друг друга, и нет ничего, что могло бы разбалансировать данный ландшафт. Кто знает, может эта энергетика повлияла на самого беспощадного правителя того времени, да так,  что он дал реке имя своей супруги.

ШахНабат

Пройдя определенный участок, мы вспомнили, что не пополнили свои фляги водой, но нас это нисколько не огорчило, хотя до ближайшего родника было далеко, но множество небольших ручейков выручали нас в данной ситуации. Трудным испытанием оказался переход через горную реку, на этот шаг нам пришлось пойти, так как недавний дождь смыл тропу и расширил устье реки. Но хвала Аллаху и это мы прошли без происшествий. Естественно как и любой путь по горной местности предполагает сто процентную встречу с собаками или как их называют Гоюн- ити, и даже не смотря на наш предыдущий опыт общения с этой породой собак, эти встречи для нас всегда неприятны, но нам повезло на сей раз, пастухи были рядом и собаки ограничились лишь лаянием. Отдалившись от собак, я и Фаиг были обрадованы силуэтом деревни Лаза. Позади мы оставили приблизительно 35 км.

«Осталось километров пять и мы там на месте»- произнес наш несговорчивый гид
«Но нам надо спешить, мне еще идти обратно»-резюмировал он

От быстрой ходьбы все пересохло в горле, как вдруг неожиданно перед нами возникло небольшое озеро или большая лужа под названием Гара Булаг или Гара Су. Это название она получила от истока, который дейсвительно был черного цвета. Но у этой воды есть еще одна особенность - она никогда не замерзает, поэтому пить ее в большом количестве наш проводник не посоветовал, но честно говоря, нас это не остановило. Напившись вдоволь, мы продолжили свой путь и уже через небольшой отрезок пути мы дошли до селения Лаза

Гара Булаг

Каждый путь прекрасен, если у тебя хорошая компания, если ты хорошо подготовлен и тем более, если этот путь проходит по твоей Родине.