novruzi (novruzi) wrote,
novruzi

Шахдаг

4 года назад  приехав отдохнуть в  зону отдыха Сувар, что не подалеку от селения Лаза в Гусарах, я впервые с близи увидел гору Шахдаг. Тогда точь-в-точь, как маленький мальчик с моего предыдущего рассказа, когда завидев панораму на город спросил у своей матери:

-        -Мама, мама - это весь мир?

Я также спросил отца:

-        -Папа, это весь Шахдаг?

10717_102903059727015_4430798_n

Моя первая встреча.

Так воочию произошло мое знакомство с одной из величественных гор, установленную здесь Всевышним. Хотя, то что я увидел тогда являлась лишь восточной частью стены, а вершина почти столько же по высоте была спрятана позади, для меня  уже было достаточно, чтобы влюбиться в нее.

Спустя четыре года с той встречи, я совместно со своим другом, известным альпинистом Исрафилом Ашурлы, с соизволения Аллаха покорял свою первую вершину Гейдар-Зирвяси, но не успев доехать до дома, как он сделал мне новое предложение.

-Как ты смотришь на то чтобы в июле сходить на Шахдаг?

292573_469292813088036_1059908320_n

С Исрафилом Ашурлы. Перед штурмом Гейдар Зирвеси. На заднем плане величественный Шахдаг.

По правде говоря, покоряя Кызыл-Гаю и ее самую высшую точку Гейдар-Зирвяси я вдоволь полюбовался горой Шахдаг, которая была по соседству с нами. Сходить на одну из самых высоких вершин Азербайджана было внезапным, но одновременно интересным предложением. Тем более, что я с детства вырос на историях отца, который в свое время в молодости вместе со своими друзьями покорял эту гору, и в его рассказах я представлял как вместе с ним покоряю ее. И вот поэтому, получив предложение подняться на Шахдаг, я недолго думая дал согласие.  Таким образом мне выпал шанс  исполнить свою детскую мечту.

552729_350375118376567_115842424_n

Отец с друзьями. Комментарии излишне

13 июля 2012 года в группе с очень интересными людьми, а среди них помимо Исрафила был и Василий Хамаза председатель правления банка «Никойл», а также не менее опытный альпинист  Сирхан Мамедов, мы отправились в путь. К полудню того же дня мы благополучно добрались к базовому лагерю, который альпинисты прозвали "Зеленой гостиницей".

зеленая гостиница
"Зеленая гостиница"

"Зеленая гостиница" идеальное место для базового лагеря. Она находится в С-В разломе Шахдагского массива на высоте 3150м над уровнем моря. Отсюда прекрасная панорама на Кызыл Каю и на Хыналыг даг. Позади необыкновенной красоты водопад, бросающий воды столь нежно, что шум донясящийся от нее не вызывает дискомфорт. Ручей стекающий вниз от водопада, наверняка, не раз утолял жажду всех гостивших здесь восходителей. И самое главное отсюда имеются два идеальных маршрута на вершину.

В поисках удобного места для палатки я заметил то, что даже не приемлю видеть в городе, это груда мусора. К сожалению, не все альпинисты или группы, по тем или иным причинам побывавшие здесь, заботятся о чистоте данного живописного уголка нашей страны. Стало очень обидно, что люди так безответственно относятся к тому, что вверено им Создателем на пользование.  Думаю несложно убирать весь мусор за собой и уносить вниз.

20120713_180042 - копия
Мусор оставленный предыдущими посетителями.

Уже наступал вечер и солнце семимильными шагами торопилось к зениту. Закат в этих местах невероятно красив и необычаен. Солнце склоняясь к закату щедро обливало золотым оттенком все окружающие горы, и больше всех от этого окраса доставалось массиву Кызыл-Кая. Думаю, не мудрено, почему наши предки дали такое название этой горе. А вот встречать закат в горах, под звуки Азана - это отдельное удовольствие. Приятно порой осознавать, что мало кто в данный момент, на такой высоте, общается со своим Творцом.

kizil

Кызыл-Кая

Не скрою большинство моих молитв были связаны с завтрашним днем. Дело в том, что у альпинистов есть такое понятие – «гора может не подпустить тебя».  И честно признаюсь, я очень боялся именно этого, так как на высоту 4243 м я никогда не поднимался.

Горы, установленные Всевышним - являются опорами нашей планеты и к ним нужно относиться с почтением. Прослеживая жизнь Пророка Мохаммеда (мир ему и благословение) можно зметить, что важные события случавшиеся с ним происходили именно в горах. В горах он получил первое откровение, в горах Всевышний спрятал его от врагов. И думаю побывавшие в Мекке паломники, наверняка, были свидетелями на какую высоту приходилось подниматься лучшему из людей.

Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колебалась вместе с вами,
а также реки и дороги, дабы вы могли идти верным путем. сура Пчелы 16:15

Имеется отдельный хадис, в котором рассказывается, как однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Аффан, да будет доволен ими Аллах, поднялись на гору Ухуд. Вдруг гора затряслась, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращаясь к ней сказал: «О Ухуд! Успокойся! Ибо на тебе находятся пророк, правдивый муж и два мученика!

И думаю, это хороший пример того, что с горой надо считаться. Потому я просил Всевышнего позволить горе подпустить меня и моих товарищей к себе. Может эти строки кому то покажутся странными, но те, кто раз побывал в горах подтвердят, что мощнейшая энергетика идущая от гор может поразному повлиять на того, кто осмелился потревожить их покой.

На следующее утро в 5:45 мы тронулись в путь. Как я отмечал, с базового лагеря на вершину Шахдага имеется два известных маршрута: первый более близкий через перевал Курсантов, и второй более длинный, но более интересный через тропу Кабаш. Исрафил выбрал второй путь.

kabash

Тропа Кабаш

Снизу, вглядываясь на тропу Кабаш, ты не можешь даже представить, как можно пройти вдоль скалы, которая проходит прямо по краю обрыва. Но, чем ближе ты подходишь к ней, понимаешь, что она не такая уж узкая, и если нет боязни высоты, можно легко пройти по ней. Раньше по ней пастухи перегоняли даже стада овец, но года два назад отвалившийся огромный кусок скалы просто на просто загородил путь, сделав этот маршрут немного экстремальным. Но благодаря профессионалам в группе, нам с легкостью удалось перелезть через появившееся препятствие, после чего мы вышли на Шахдагский цирк.

552539_506769412673709_802413787_n

Шахдагский цирк

"Шахдагский цирк" -  это наверное самое загадочное место на всем нашем маршруте. Предполагаю, его прозвали таким образов, потому что она напоминает крупную цирковую арену, по краю которого мы шли к перевалу. По дороге мой взгляд постоянно привлекали окаменелые моллюски (ракушки), я был поражен, когда узнал, что мы идем по дну древнего Океана.

Здесь, на "цирковой арене", Министерство Экологии установило метео-станцию. Было удивительно видеть на такой высоте деревянный домик, собранный человеком, и параллельно осознавать, сколько труда понадобилось поднять  и соорудить все это на высоте почти 3300 метров над уровнем моря. Немного отдохнув и перекусив, мы продолжили свой путь. Не знаю, то ли от грунтовых вод выступающих из под земли, то ли из-за древнего происхождения, почва во многих местах постепенно приобретала болотистый характер, что усложняло нашу ходьбу, но несмотря на это препятствие, вскоре мы дошли до подножья перевала, откуда путь уже шел только круто вверх.

417648_506769459340371_863450913_n
Метео-станция

Поднявшись до вершины перевала, откуда по гребню идет туровая тропа до купола, как у нашего Сирхана изменилось лицо.

- Нужно торопиться! Мне не нравятся все эти тучи. Если так пойдет, то может мы и повернем назад, - будто испытывая мою реакцию произнес он.

553774_506770209340296_451532894_n
Кучевые облака вперемешку с серыми тучами окружали нас

Сомневаться в словах опытного альпиниста не имело смысла. И действительно со всех сторон на нас надвигались серые тучи, словно сторожевые псы заметившие не званных гостей, глядя на коих можно было поставить под сомнение перспективу нашего дальнейшего восхождения. Но желание добраться до вершины и сделать первый звонок отцу настолько переполняло меня, что я не задумываясь там же стал молить Всевышнего отогнать тучи и помочь мне и моим друзьям завершить то, ради чего мы сюда пришли.

375594_506770089340308_1039601210_n

На гребне

И хвала Создателю небес и земли! Весь наш дальнейший путь который шел по гребню мы проходили между расступившимися облаками. Дойдя до купола, предварительно одев металлические кошки на ботинки, я в связке с Сирханом, медленно сверяя каждый шаг начали подъем по леднику. Купол Шахдага пожизненно находится в ледяном плену, это был мой первый опыт хождения на кошках и благо я с этим справился. И вот мы на каменистом участке, а отсюда до вершины осталось совсем ничего, но проблема была в том что у меня оставалось мало сил.

251947_506770112673639_216656923_n
В связке с Сирханом

Знаете, это ни с чем неописуемое чувство добраться до точки, отмеченную каким-либо знаком под названием вершина. Ни одно бизнес достижение, ни один успех, который ты завоевываешь по жизни, не сравнится с тем мгновением, когда уже последние шаги, которые предательски перестают тебя поднимать,  при виде вершины наполняются невиданной энергией, и доводят тебя до твоей мечты.

599886_506770219340295_1826994295_n
Несколько шагов

- Отец, я здесь. Альхамдулиллах я поднялся- кричал я от радости в вперемешку со слезами в телефон.

Рассказы отца про эту гору, про их поход и мои дальнейшие пересказы об этом во дворе мальчишкам, лежа на траве под абрикосовым деревом, неподалеку от кафе ресторана «Шахдаг», не могло не сделать ее для меня символической. И вот я здесь. Я долго не мог отойти от эйфории достигнутого.

531605_506770239340293_485739795_n
Как долго я шел к тебе...

Поменяв записки, что является альпинисткой традицией мы двинулись назад. Уже внизу, далеко не религиозный Сирхан, подойдя ко мне, признался, что такого он еще не видел, чтобы облака которые шли на нас просто остановились на какое то время, и что действительно Господь принял мои молитвы и позволил нам подняться.

578871_506770369340280_2021374496_n
Записка оставленая на вершине

Хвала Аллаху за возможность подняться на Его творение.

534731_506770299340287_496694392_n
С Василием Хамаза и с Исрафил Ашурлы.