novruzi (novruzi) wrote,
novruzi

Холодный Магриб.

Путешествие в снежную Африку

После моего турне по Южной Америке уж очень не хотелось терять форму, которую я набрал, гуляя по Андам. И поэтому когда у меня появились дела в Марокко, я не мог упустить шанс сделать восхождение на самую высокую точку Северной Африки, а конкретнее на гору Тубкаль. Хотя самой высокой горой африканского континента считается Килиманджаро. Разница между ними, помимо высоты, еще в том что муза Хемингуэя, отдельно стоящая гора, и Тубкаль по праву считается короной цепи Атласских гор, которые тянутся с средиземноморского побережья Туниса, пересекая Алжир, достигают Марокканского побережья Атлантики, тем самым перекрывая пустыне Сахаре доступ к океану.

(Касабланка мечеть короля Гасана 2)

Завершив свои дела в Касабланке, я вылетел в Мараккеш. Хотя туда можно было доехать и на машине, так как расстояние между ними всего лишь 210 км, мне не хотелось терять лишнее время. Мараккеш меня заманил по двум причинам: первая это естественно гора Тубкаль, которая находится в непосредственной близости к городу, а вторая, сам магический старый город, которой был знаком мне не по одному фильму. К фильмам я еще вернусь.

В Мараккеш я прибыль за полночь. Город расположен на высоте 900 м над уровнем моря и поэтому зимой здесь холодно, температура может опуститься и до нуля. Так оно и было, хорошенько промерзнув я добрался до своего Риада (Риады это небольшие гостевые дома расположенные по всему Мараккешу), после чего постарался согреться и уснуть, так как с утра начинался мой путь к вершине.

(Ванная в моем номере)

Утром за завтраком я познакомился с Женей, который также шел на гору. Женя был из Москвы и последний раз был в горах несколько лет назад. Поэтому блиц на Тубкаль было для него серьезным испытанием, но он был настроен решительно и уже к десяти утра мы прибыли в деревню Имлиль, откуда начинается путь всех восходителей.

(деревня Имлиль)

Хотя высота Тубкаля 4167 метров, путь к ней оказался нелегким. Уже издали подъезжая к деревне можно было увидеть саму гору. В это время года она была одета в белое. Было странно в Африке увидеть снег. Даже известные снега Килиманджаро, это всего лишь ледник на вершине, который тает из года в год, поэтому был удивлен, когда увидел так много снега. Признаюсь, я очень легкомысленно отнеся к Тубкалю изначально, что для меня высота 4 тысяч с лишним, недавно в Эквадоре я ездил на машине на таких высотах. Но первое знакомство и дальнейшее восхождение покажут мою ошибочность.

(На самом заднем плане гора Тубкаль 4167м)

Путь к горе начинался с высоты 1700 метров, именно на такой высоте находится Имлиль, но она не будет последней деревней, пройдя около 40 минут мы выйдем к самой высокогорной деревне Марокко - Эсте, с высотой более 2 тысяч и за одно последним жилым пунктом на этом маршруте. После мы дойдем к святилищу под названием Сиди Чамхаруджа на высоте 2310 м и затем до конечной точки первого дня, к хижине – приюту, которая располагалась на высоте 3209 метров.

(деревня Эсте)

Здесь нам с Женей и предстоит переночевать перед нашим утренним штурмом вершины. Ну а пока впереди 1500 метровый перепад и 8 часов пути. Одежду в путь взял минимальную, легкий тонкий флис и такую же легкую ветровку.

(До того как промерзнуть)

Весь наш маршрут изначально имел скучный сухой ландшафт, только несколько случайных деревьев появлялись на всем пути. Поэтому дойдя до святилища и увидев небольшой водопад и красивую речушку мои глаза невольно передохнули. Но так как и телу тоже было не прочь отдохнуть, мы не тратя время на окружающий вид поднялись к домику, где нас ждала курица в танджире, запах от которой уже будоражил весь уставший организм

(Святилище Сиди Чамхаруджа)

Наполнив тело энергией и заодно морально подготовив себя к оставшимся пяти часам похода, мы тронулись в путь. Наш путь состоял из сплошного траверса по склону горы, напомнивший мне маршрут от Шахяйлага к базовому лагерю Базар Дюзю на нашем Кавказе.

(Траверс в высоту и так до приюта)

Я восторгаюсь когда вижу страны, которые из ничего необычного умеют делать выгоду для своей казны. Марокко стала одной из них. Из горы, которая вообще-то по высоте 15-ая на африканском континенте, марокканцы сделали нечто особенное, придав ей значимость под лозунгом "Самая высокая в Северной Африке". Но одного заявления и привлечение мало надо же сделать и то, чтобы клюнувшие на рекламный трюк туристы остались и довольными. Над этим признаюсь вам они поработали добротно. Марокканцы построили такую инфраструктуру, что не к чему придраться.

(Сервис что надо)

Несмотря на холодный климат в это время года (*прим февраль), на определенных участках маршрута были небольшие хижины магазинчики, где продавались сувениры, напитки и что-нибудь из еды. И самое главное они построили великолепный приют на высоте 3200м, имеющая все удобства и обогреваемая каминами. Я бы не назвал его приютом, это был 2х звёздочный отель. Все это не может привлекать альпинистов и желающих совершить свое первое восхождение любителей гор, а таких я здесь увидел не мало.

(Приют Тубкаль)

Ровно через пять часов я был уже в приюте. Но был окоченевшим, так как полагался, что все таки африканское солнце будет намного теплее и сжалиться над моей ошибкой, а она заключалась в том, что всю специальную одежду я отправил вверх, а сам как описал выше был налегке. Но благо приют был хорошо устроен, я уселся у камина и полчаса согревал уставшее тело. Как никак главный день был еще впереди, предстояло подготовится на завтра.

(А вот они условия, а вот она среда...)

Согревшись и расположившись отведенной мне комнате, я ждал моего гида и Женю. Скажу, что чувствовал себя превосходно и это спасибо южно-американской акклиматизации. После плотного ужина с хорошим марокканским мятным чаем, я отправился спать.

(Морокко ти)

С утра я и мой российский коллега вместе нашим местным гидом Мохаммедом выдвинулись к вершине. Через час было ясно, что Женя в моем темпе идти не может, а оставлять его не правильно, поэтому я договорился с гидом, что продолжу восхождение с группой идущей впереди приблизительно в моем темпе.

(Женя идет из зо всех сил, как я тебя понимаю)

Получив разрешение я примкнул к незнакомым ребятам, которые видимо были местными. Но уже через час уйдя и от них я один пошел на вершину, благо маршрут четко читался.

(...и от вас убежал. Местные альпинисты)

И вскоре я взобрался на нее. За свою недолгую альпинистскую практику мне пришлось не раз взбираться на различные вершины, но чувство когда ты достигаешь ее, это всегда как в первый раз. ЭТОГО НЕ ПЕРЕДАТЬ разве что можно сравнить с чувством, когда ты впервые искренне признаешься в любви и получаешь взаимный ответ. Вот допустив тебя к себе вершина, отвечает тебе взаимностью, как девушка которую ты безумно любишь и добиваешься ее что есть силы. Что вы чувствуете в тот момент… Вот, и я тоже самое, когда достигаю вершины.

(Вершина- любовь с первого взгляда)

Традиционно сделав фотографии, полюбовавшись дальними горизонтами, где Сахара примыкает к Атласским горам, я решил что пора спускаться. Сразу отмечу легких гор не бывает, а бывает хорошая физическая подготовка и хорошая погода. Хвала Всевышнему, с обоими мне повезло.

(Ну как же без этого)

Но все равно история египетской профессиональной альпинистки, сорвавшейся с этой вершины две недели назад, напомнила мне, что всегда нужно быть предельно осторожным. Это был непоследний инцидент, за три дня до моего визита здесь разбился военный вертолет, погиб весь экипаж, обломки были практически по всему пути следования. Конечно все это не может не огорчать, но горы это горы и здесь оплошности непозволительны ни альпинистам и не пилотам.

(Отсюда по не осторожности и сорвалась альпинистка)

Спуск прошел без всяких инцидентов Альхамдулиллах. Довольно быстро спустившись к приюту, не пообедав, быстро собрав вещи, я продолжил путь вниз к селению Имлиль, где меня ждала машина.

(мой гид Мохаммед обследует хвостовое оперение вертолета)

Через четыре часа, спускаясь практически без передышки, я уже сидел в уютном автомобиле и ехал в сторону города. Упустить вторую причину моего нахождения в этих местах я не мог, у меня была намеченная программа с гидом по ночному Мараккешу.

(Welcome to Marakkesh)

Гид ждал меня у моего Риада. Приняв душ, через пол часа мы начали нашу экскурсию. Сам город делится на две части - на старый Мараккеш, который назван Мединой и на новый, который построили французы в период Префектуры длившийся почти 50 лет. Мой Риад под названием Африка располагался в Медине.

(Абдуль Латиф, мой гид по ночной Медине)

Я думал, что наш Ичери шехер это и есть самая запутанная вереница улиц, но после пребывания в старом городе я поменял свое мнение. Попадая в Медину, ты попадешь как будто в средние века, и если бы не туристы, которые со своей одеждой выделяются средь местного населения, которое все еще практикует носить традиционные наряды создается такое ощущение, что ты улетел на машине времени далеко в прошлое. А как же иначе, город разделен на кварталы, самому старому которому почти 1000 лет, и так далее доходя до самого нового построенного 18 веке.

(Самая старинная мечеть мира 11 век)

Здесь есть и самая старинная мечеть мира построенная еще в 11 веке. Не зря многие фильмы о Востоке снимались именно здесь, хотя и Марракеш это самый настоящий Запад в географическом понятии. А первую настоящую известность городу, принес фильм «Человек который много знал», снятый самим Альбертом Хичкоком, где есть известная сцена в ресторане. Кстати ресторан с того времени стал настоящей достопримечательностью.

(ресторан где снимал сам Хичкок)

Как говорится если все дороги ведут в Рим, то в Медине все дороги ведут на площадь Джемаа Эль Фна, что в переводе означает площадь мертвых. Наверное догадались почему, здесь в далекие времена проводились казни. А сегодня здесь в дневное время площадь заполняется заклинателями змей, кстати которые буквально несколько дней тому назад, чуть было не убили туриста из Испании.

(Заклинатели змей)

И конечно же торговцами свежевыжатых соков. Помните, в советские времена дефицитные апельсины с черной наклейкой в виде ромбика с надписью MOROCCO, вот из этих знаменитых апельсинов мне предлагали утолить жажду местные жители.

(знаменитые апельсины)

Ну а вечером площадь превращается в один большой ресторан. Чего здесь только не предлагают от плодов кактуса до улиток. А традиционный Танджир, это вообще отдельная тема. Вкусив еду из одной самой вкусной кухни мира, я со своим гидом Абуль Латифом продолжил свой путь. Мне повезло, мой гид учился в Киеве, так что моя экскурсия проходила на русском языке. (Кстати очень советую, такого интересного рассказчика еще не встречал)

(Площадь ресторан)

Первым делом мы посетили мусульманский квартал, мне показалось странным как в мусульманском городе может быть отдельный мусульманский квартал. Оказалось, что до начала прошлого века в Мараккеше проживало около двух тысяч евреев, которых здесь называли Милхатами, что означало продавцы соли. Их квартал был напротив мусульманского и также находился в пределах Медины. Но в середине прошлого века, они все переехали в новосозданное на палестинских землях в государство Израиль. В отличии от домов мусульман, где даже окна были минимальными, евреям разрешали строить дома с балконами. По ним и можно было определить, где ты находишься.

(бывший еврейский квартал, только им было дозволены балконы)

Далее мы подошли к самой большой достопримечательности мусульманского квартала, к мечети Кутубия. Было приятно видеть стены возведенные еще 800 лет назад и которые наверное больше всех в мире слышали Азан и принимали у себя султанов Альмовоидского халифата. Он находился не далеко от королевского дворца Мохаммеда 6-ого. Сам король, очень любит Мараккеш и довольно часто приезжает сюда. По рассказам гида, жители страны очень любят своего короля. Иногда можно увидеть его, как он один прогуливается по улочкам Медины.

(мечеть Кутубия)

Притащив в Риад груз приятных эмоций и слишком уж уставшее тело, я лег спать полумертвом состоянии. Утром рано я возвращался домой. На этом мое путешествие по мусульманскому Магрибу подходило к концу. Я получил наслаждение от посещения этой страны. Конечно одним небольшим очерком не расскажешь всего того, что я увидел и не поделишься с той массой впечатлениий, которые я приобрел здесь, поэтому советую всем друзьям и читателям обязательно посетить Морокко и конечно же его жемчужину под названием Мараккеш.