novruzi (novruzi) wrote,

Волшебное путешествие по Чили

Часть 1

Копиапо - пустыня Атакама

Это было уже мое 4-ое знакомство с Южной Америкой, и, как я и писал в предыдущих рассказах, я буквально влюбился в этот континент. И не зря.

На сей раз пунктом моего назначения была страна, о которой рожденные в Советском Союзе часто слышали в новостях. Конечно, новости тех времен не говорили о природе и красоте этой страны, - скорее, о политическом противостоянии коммунистов с режимом Пиночета. Подробнее о так называемом диктаторе я отпишусь чуть позже, а сейчас хотел бы остановиться там, откуда для меня началось открытие Чили

Всем известно географическое расположенность этой страны - узкой змейкой она начинается практически с середины материка и тянется почти до того места, откуда уже начинается Антарктида. Ее границы обрисованы самой природой: с Востока - самой длинной горной цепью на планете – Андами, а с Запада - Тихим океаном. Протяженность ее в длину 4630 км. Для сравнения протяженность Турции по длине - всего 1600 км.

Чили

И вот рейсом внутренних авиалиний из Сантьяго я прилетел в Копиапо, стыковка в столице была такой короткой, что я еле успел на свой самолет.

Но слава Богу, что все устроилось, и я со своим багажом благополучно прилетел в столицу Атакамы.

аэропорт Атакамы

Здесь меня встречал легенда гор Саша Абрамов – 6-тикратный восходитель на Эверест. Хотя мы только познакомились, о его подвигах я был наслышан много. Некоторые члены нашей экспедиции прибыли уже до меня, но у многих возникли проблемы с багажом. Так как пересадок было много, то и багаж пересел не в тот самолет, и в итоге некоторые наши товарищи провели часть экспедиции без личных вещей, но благо на самом главном этапе они их получили. Тема багажа при транзитных перелетах очень важная, лично я каждый раз перед посадкой на самолет требую, чтобы сотрудники регистрации проверили по моей бирке, занесен ли мой багаж на данный рейс, или нет, и только после этого захожу на борт.

Снаряжение

В Копиапо уже темнело, когда мы заехали свой отель. Несмотря на то, что по сезону в Южной Америке был разгар лета, почему-то улицы города пустовали. В холле, познакомившись со всеми членами команды и получив указания от Саши, мы разошлись по номерам.

Копиапо на утро

Утром, сразу после завтрака, мы двинулись в самое сердце Атакамы - в саму пустыню. Бытует мнение, что это - самое жаркое место на Земле, и что 40 лет здесь не было дождей. Не знаю, играет фактор близости этой местности к Солнцу (так как пустыня находится практически на высоте 4000 метров), но это мнение подтверждало то, что днем здесь было действительно очень жарко, а вот после захода солнца – напротив, становилось очень холодно.

Наша первая акклиматизационная стоянка проходила на берегу соленого озера Лагуна Санта Роза. Увидеть такое красивое озеро, на такой высоте, - это уже нечто совершенно необычное; но то, что здесь, кроме нас, отдыхали еще и Чилийские Фламинго и другие разнообразные птицы, добавило нам массу приятных эмоций.

Лагуна Санта Роза

Поставив палатку и кухню, а также палатки где нам предстояло провести следующие три дня, каждый из нас занялся своими делами. Я же предпочёл по спать. Первая ночь была тяжелой, но кое-как мне вздремнуть удалось. Сон в горах - это отдельная история. Лично я ухожу в глубокий сон очень редко. Практически всегда лежу и слушаю все, что происходит вокруг, но, тем не менее, поглядывая иногда на часы, отмечаю, что прошло немалое количество времени. И никак не могу понять, как же так: ведь я вроде не сплю, а время – проходит. Но, как говорят профессионалы, сон горах бывает именно таким.

Палатка видом на лагуну

Проснувшись с утра на утреннюю молитву, и тут моему взору открылась бесподобная панорама, лицезреть подобную до этого момента я мог только на обложках журналов. Было предрассветное время, солнце еще не взошло, но уже можно было видеть отражение окрестных гор на зеркальной поверхности Лагуны Санта Роза. Не задумываясь, я начал снимать эту красоту на свой фотоаппарат. Вот стая фламинго уже активно ищут пропитание на дне озера. Часть из них, увидев меня, нарушившего их покой, решили поискать что-нибудь повкуснее подальше.

Предрассветный вид на лагуну

Чилийские Фламинго

В этот день по плану Саши мы должны были взойти на небольшую вершину, она находилась сразу позади нашего лагеря. К 11 часам все двинулись в путь. Шли мы очень медленно, это решение было принято для того, чтобы получить лучшую акклиматизацию. И через 5 часов мы стояли на вершине одного из Семи Братьев, - именно так назывался этот горный массив, состоящий из семи вершин.

На вершине Семи братьев

А к вечеру наш ждал вкусный ужин. Кулинарные способности нашего шеф- повара Лены, дочки Абрамова, - это вообще отдельная тема. Думаю, готовить так вкусно в походных условиях – это настоящее и большое мастерство.

На следующий день мы готовились к отъезду, но перед этим мы получили задание пройтись треком вдоль соленого озера. Однако поскольку конца и края озера не было видно, мы решили просто пересечь его. Конечно, дело было рискованное: не хотелось провалиться в грязь, которая находилась под поверхностью, покрытой солью. Но, подыскав более твердую почву, мы все-таки пошли наперерез, и получили огромное удовольствия от нашей затеи. Признаюсь, я впервые ходил по соленому озеру.

Затем, вернувшись в лагерь и собрав вещи по машинам, мы тронулись к следующему пункту в нашей программе - к Лагуне Верде.

Соленое озеро

Дорога к новому месту пролегала через горную пустыню, где впервые в жизни я увидел настоящие миражи. Они были повсюду и создавали иллюзию практически ощутимой водной глади, словно местность была наполнена озерами. Вскоре, выйдя на асфальтовую дорогу, которая соединяет две страны, - Чили с Аргентиной, - мы с комфортом двинулись в сторону нашей новой стоянки.

Пустыня Атакама

Весь ландшафт, окружающий нас, был пустынным, и кроме песка, состоящего из мелкого гравия и гор, мы здесь ничего не увидели. Но горы и вся местность имели невероятные окраски, что придавало здешнему пейзажу фантастический вид. Вскоре на нашем пути мы увидели то, ради чего мы все здесь и собрались - самый высокий вулкан мира Охос де Сальдо высотой 6893 метров. Это - вторая высота после Аконкагуа в горной системе Анд. Замечу, что Анды на языке Инка означает «медные горы», и это неудивительно, ведь Чили - первая страна в мире по производству меди. Не знаю: то ли из-за большой концентрации этого ценного металла, то ли из-за жаркого климата, но многие горы в этой местности были практически бесснежными, в том числе, и наш исполин. Сделав первые фотографии на фоне горы, через некоторое время мы добрались до Лагуны Верде

Охос де Сальдо

Лагуна Верде - это кристально чистая вода, заполненная в кратер древнего вулкана, в которой практически собрана вся таблица Менделеева. Озеро по периметру окружено горячими источниками, что сделало это место привлекательным для туристов. И действительно: было как-то странно принимать теплые ванны на высоте 4600 метров над уровнем моря. Здесь мы должны были провести еще три дня, после чего наша группа должна была перебраться на следующую высоту. Но так как горная болезнь одолевшая меня еще с предыдущей стоянки, начала прогрессировать в виде непрерывной головной боли, мы с Сашей решили, что для меня будет лучше вернуться в город и прекратить восхождение. Однако перед этим мне все-таки удалось подняться до высоты 5400м, что было моей высотой номер два после Килиманджаро, хотя все это сопровождалось дикими болями в голове.

Лагуна Верде

Лагуна Верде на закате

На высоте 5400м

Ну что ж, решение принято, и наш второй гид Марио вернул меня обратно в Копиапо. А перед этим я получил от нашего шеф-повара Лены очень интересную информацию о самой Южной точки Чили под названием Пунта Аренас.

Уже в отеле, не смотря на усталость, я набросал новый план, ведь ранее я планировал все время провести в горах. Что делать – мне пришлось импровизировать в стране, в которой я находился впервые. У меня была небольшая информация о Пунта Аренас, информация с бортового журнала о самом большом бассейне недалеко от Сантьяго и, конечно же, информация про остров Пасхи, куда, в принципе, я и собирался полететь, но лишь после успешного восхождения.

Закат на обратно пути в Копиапо

Пунта Аренас. Огненная Земля. Торрес дель Пайне.

Нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы заполнить все время, которое оставалось у меня. Благо, интернет и травел-апликайшены были под рукой. Купив билет на неделю в Пунта Аренас, я полетел туда, куда обычно люди планируют поездки за несколько месяцев вперед. И вот, без всякой программы, в воскресение 24-ого января, я вступил на землю, мимо которой почти 500 лет назад впервые проплывал первый из европейцев - Фернан Магеллан, который и открыл эти места.

Памятник Магеллану

Приехав в отель, я решил не терять ни минуты времени и вышел в город в поисках какого либо туристического агентства, чтобы забронировать себе туры. Но выйдя из отеля, был поражен: город был безлюдным. Так как был воскресный день, все было практически закрыто, за исключением нескольких кафешек. И вдруг, бродя по пустым улицам, я заметил девушку, стоящую в дверях какого то офиса со странным названием «Звуки Китов». Что ни говори, но для начала уже было приятно знать, что в городе, кроме меня, есть кто-то еще. Поэтому я не раздумывая решил поинтересоваться, кто они и чем занимаются. Замечу, что в Чили очень мало людей говорят на английском. И как я был обрадован, когда она заговорила со мной на языке Шекспира и пригласила внутрь, указывая на парня, сидящего в конце комнаты. Делая шаги в сторону указанного человека, я рассматривал плакаты, развешанные по всему периметру помещения. Столько фотографий китов в одном месте я еще не видел.

Пунта Аренас

Безлюдные улицы

Молодой человек любезно и подробно рассказал мне об их компании. Итак, компания «Whales Sounds” была организована исследователями, которые каждую неделю выезжают на остров Карлоса III, где находится их база для изучения горбатых китов, мигрирующих в эту часть планеты в это время года. Остров находится в 9 часах корабельного хода от Пунта Аренас.

Представьте мою ситуацию: прилететь за тридевять земель туда не знаю куда, получить то, не знаю что, и очутиться в том месте, которое мне и не снилось. Впрямь как в сказке: чем дальше, тем… но только не страшней, а намного интереснее.

- И когда вы выезжаете на ваш остров? – с нетерпением спрашиваю и параллельно думаю о резервации в отеле и своем вылете в Сантьяго.

- Завтра 8 утра, - сообщил молодой человек.

- А когда следующая поездка? - переспросил я, дабы в случае каких либо не предвиденных обстоятельств иметь попытку номер два.

- Только через пять дней.

«Это мне не подходит, нужно ехать во что бы то ни стало завтра», - подумал я и вспомнил, что ничего не спросил о стоимости поездки.

- А сколько стоит счастье познакомиться с китами? - поинтересовался я.

- 1300 долларов, – ответили мне.

«Ого, ничего себе», - подумал я и чуть было не попрощался с китами.

Но решил поторговаться и сумел спустить цену до 700 долларов, куда входило трехразовое питание и две ночи в уютном кемпинге. Это меня устраивало.

Перебронировав отель, я уже 8 утра ждал минивэн, который должен был доставить меня на корабль.

Взобравшись на наш трайлер под сомнительным названием «Тану», мы двинулись в путь по штормившему океану. Связь с внешним миром прекратилась сразу же, и только по рации можно было связаться с землей. Кроме меня, на корабле были семейные пары из Техаса и Лондона, один молодой парень, и моя уже знакомая девушка, которую я встретил на пустынной улице. На ближайшие три дня она должна стать нашим поваром и ассистентом гида.

Наш трайлер Тану

Плыть по штормящему океану, даже если это пролив, - дело не из приятных. В первые часы от сильной качки было мне было не по себе, но потом я постепенно привык. Через пару часов мы проплывали мимо удивительного места. Думаю, его смог бы поэтично обрисовать Лермонтов, помните, как он писал о том, когда его взору открылись сливающиеся Арагви и Кура? Здесь же сливались две могучие водные стихии - воды Атлантического и Тихого океана, и мыс, об который бились волны, был по сути самой южной точкой материка.

Самый южный мыс и граница океанов

И вот, ровно по графику, через 9 часов, я увидел в бинокль наш остров. По мере приближения к нему мы столкнулись с первым сюрпризом: в сотнях метрах от него нас встретил…Джордж. Нет, это не дворецкий – так звали кита, которого наши исследователи распознали по рисунку хвоста. Когда-то именно они дали ему это имя.

Мне очень сложно сейчас, даже при том, что изложения мыслей мне дано, подобрать слова и описать чувства, охватившие меня, когда я впервые увидел это чудо природы. Скажу просто - это было сказочно и потрясающе. Мы плыли за Джорджем, делая множество фотографий, пока он не нырнул глубоко и не уплыл. С восторженными чувствами мы доплыли до острова, делясь фотографиями и по- дружески споря, кому кит лучше «позировал». Кстати, здесь мы выяснили, что в парке свои имена имеют свыше 50 китов! В подтверждение этому нам фотографии всех их хвостов, которые являлись для китов своего рода «паспортами», так как ни один из хвостов кита не совпадает с другим.

Джордж

Хотел бы немного рассказать и про сам остров Карлос III. Он находится в морском национальном парке. Как я уже отмечал, именно это зона и есть ареал обитания горбатых китов в летнее время года. Горбачи, проживающие здесь каждый год, мигрируют от этих мест почти до берегов Мексики и обратно, и это расстояние является рекордным среди всех видов китов. Остров был идеальной точкой обзора, откуда можно было наблюдать почти за всеми уголками национального парка. Государство Чили выделило этот остров исследователям, и на деньги спонсоров здесь была построена инфраструктура, которая состояла из десяти специальных палаток, кухней- рестораном, а также обзорной платформой, откуда они наблюдали за горбатыми китами. Поздно вечером мы заползли в наши юрты, которые обогревались дровами, что создавало особенный уют.

Остров Карлос 3

Наш номер на острове

У меня всегда есть одно преимущество перед другими, где бы я не был: я везде и всегда должен совершить обязательную предрассветную молитву, после окончании которой мне всегда выпадает шанс встретить рассвет, а какой он был здесь, я думаю, расскажет фотография.

Рассвет

В 8:45 вся команда была уже на корабле. По плану мы собирались весь день гулять по морскому парку, а к ужину вновь вернуться на остров.

Уже с первых минут, после того как мы отчалили от острова, нашему взору предстали типичные представители Южного полушария - морские львы. Одни из них лениво лежали на скалах, другие выясняли отношения между собой, а некоторые с любопытством наблюдали за непрошеными гостями. Следующими аборигенами этих мест, кого нам посчастливилось увидеть, были Пингвины Магеллана, - думаю, понятно в честь кого их так назвали. Это черно-белые пернатые были настолько заняты своими делами, что нас просто проигнорировали.

Морские львы

пингвины Магеллана

И вот -долгожданный звук. Шум выпускаемой водной струи, мощный фонтан из легких крупнейшего млекопитающего нашей планеты. Его было ни с чем не перепутать, благо, Джордж вчера нас уже порадовал этим зрелищем. Но на сей раз фонтанов было значительно больше, а значит, неподалеку от нас - целое семейство горбатых китов. Мы взяли курс прямо на них.

Фонтан

Поначалу они осторожничали с нами и отплывали, но все же и среди них оказались смельчаки, которые подплывали ближе. Я думал, что мне больше не выпадет шанс так близко увидеть тех, ради которых я оказался в этих местах, и поэтому делал максимально много фотографий. Но, как говорится, мы только предполагаем, потому что через пару часов, когда по программе мы плыли к леднику, мы попали в настоящий китовый Рай. Это была тихая гавань Барбара бэй, здесь был идеальный штиль и тишина. Но главное – со всех сторон нас окружали эти великие создания Аллаха.

Барбара Бэй

Я был не на земле, как будто все это происходило на другой планете! Поверьте, они были так близко, что если бы я наклонился за борт, то смог бы их даже потрогать! У них не было никакого испуга при виде странных двуногих существ, которые то и дело фотографировали их. Здесь мне лично по счастливилось снять хвост детеныша кита, который впервые оказался в этих краях, и поэтому еще не имел имени. По моей просьбе мы назвали ее в честь моей младшей дочери Дениз. Так что, Денизки всего мира, радуйтесь - сегодня мировом океане плавает ваша тезка! Прожив невероятное количество минут счастья наблюдения за этой чудесной картиной, мы двинулись в путь дальше.

Горбатый Кит

Прекрасные создания

Далее по программе был ледник, который продвигался глыбами льда сквозь горы, медленно спускаясь в океан. Окрестность этих мест изобиловала водопадами, а в воде, принимая причудливые формы, плавали небольшие айсберги, отколовшиеся от ледника. Сделав небольшую остановку, мы начали путь домой, на наш остров.

Ледник

Было очень холодно

Водопад

На обратном пути мы снова повстречали наших друзей-китов, и хотя уже многие на корабле уже не так восторженно реагировали на их появления, мое любопытство было не унять. Этому помешало лишь солнце, которое уходило в закат. А до наступления темноты мы должны были быть на суше. Вступив на остров, мы поднялись на обзорную площадку, откуда смотрели на Магелланов пролив, по которому проплывали круизные лайнеры и торговые корабли.

А этот шел на таран

Денизка

И здесь, стоя на площадке, опираясь о перила и устремив свой взгляд на пролив и проплывающие корабли, я почему-то представил, что они превратились в те уцелевшие корабли флотилии Магеллана, которые бороздили по лабиринту тогда еще безымянного пролива в поисках выхода в открытое море. Только через 38 дней они нашли выход в Тихий океан, и только одному из пяти отплывших от берегов Испании кораблей «Виктории» было суждено вернуться на Родину, но уже без любимого всей командой вдохновителя всей этой экспедиции Фернана Магеллана, погибшем в бою на Филиппинских островах. И тем не менее, он успел вписать свое имя в историю великих открытий - как первого капитана, совершившего кругосветное путешествие, и как человека, открывшего пролив из Атлантического океана в Тихий. Который и по сей день носит его имя.

Обзорная площадка

Пролив Магеллана

Наслаждаясь всем увиденным, вкусно поужинав и отпраздновав нашу успешную экспедицию, умиротворенные, мы пошли спать. Ведь с утра нас ожидал долгий путь обратно в Пунта Аренас.

Корабль причалил к столице первых поселенцев ближе к 6 -ти вечера, и у меня было пару часов, чтобы успеть забежать в турагенство и состряпать себе программу на оставшиеся 3 дня. Что я и сделал.

Мне посчастливилось посетить Огненную землю, узнать много интересного о индейцах-великанах, проживавших здесь вплоть до конца 19 века. Воочию понаблюдать за королевскими пингвинами, которых можно увидеть в дикой природе только здесь, и лишь на нескольких островах расположенных вокруг Антарктиды. И по-детски радоваться дельфинам, которые играли в догонялки с нашим паромом. На весь этот тур был потрачен весь день.

Пятерка на Огненной Земле

Королевские Пингвины

Дельфины

Следующим туром, на который я записался, было посещение национального парка Торрес дель Пайне - жемчужины Патагонии. Кстати, название «Патагония» также было придумано командой Магеллана. Они присвоили это имя высокорослым индейцам с большими ступнями, встретивших их в бухте Санта Круз, что на территории современной Аргентины. Слово «патагония» в переводе означает «большеногие».

Чилийская Патагония

Это было мое второе вторжение на территорию большеногих индейцев. Первый раз это было два года назад, но со стороны Аргентины. Хочу сразу отметить, и не хочу при этом, чтобы мои аргентинские друзья обижались, но природа на чилийской стороне намного живописнее. Если аргентинская Патагония - это практически равнинные степи, то чилийская - это леса, горы и множество озер и заливов.

Башни Торрес Дель Пайне

Парк Торрес дель Пайне подходит вплотную к границе с Аргентиной, и здесь никому в голову не приходит ставить пограничные посты и заставлять заранее получать разрешения для посещения национального парка. Все очень просто: приехал, зашел в офис, купил билет и все, гуляй сколько хочешь. Нет ограничений и на количество дней пребывании. На территории парка работают несколько отелей и есть специальные отведенные места для кемпинга. И даже пожар, произошедший здесь несколько лет назад по вине одного израильского туриста, от которого сгорело десятки гектаров лесов, не стал причиной ужесточения входа в парк.

Водопад Сальто Гранде

Конечно, экскурсия на день не дает возможности увидеть весь парк, это возможно в пятидневном походе по специальным отведенным тропинкам. Но все же нам были показаны все природные достопримечательности этого потрясающего и удивительного по красоте места. Особенно мне запомнились башни Торрес дель Пайне, что с индейского языка мапуче, означает «голубые башни». И действительно, озера и небеса здесь имели необычную голубую окраску, и наверняка их отражение придавало голубой оттенок этим уникальным горам, за что автохтоны этих мест так их и прозвали.

Про красоту водопада Сальто Гранде можно долго писать. Мне казалось, что после водопадов Игуазу меня вряд ли можно будет удивить красотой каких-либо других водопадов. Но… этот водопад был просто потрясающим!

Потом мы остановились на обед в ресторане на берегу озера Пехое, которое также останется одним из незабываемых в моей жизни. По возвращению мы посетили пещеру Милодон, которая являлась первой стоянкой человека в этих краях. Пещера была огромных размеров, и перед входом в нее стоял образец травоядного животного, когда-то обитающего здесь. Всегда интересно знакомиться с историей мест, которые я посещаю, но еще интереснее узнавать историю от ее истоков. Поздно ночью я вернулся в отель под названием Терра дель Фуего (Огненная Земля)

Озеро Пехое

Пещера Милодон

Так как мой вылет из Пунта Аренас попадал на вечернее время, то те утренние часы, что были у меня в запасе, я использовал для посещения места, где обосновались первые поселенцы, прибывшие сюда по приказу испанского короля в конце 16 века. Они же обосновали первое поселение под названием город Филиппа, но из-за суровых климатических условий все жители трагически умерли. Отдаю должное чилийцам: на том месте сегодня функционирует музей под открытым небом, который называется Форте Бульнес. Название было дано в честь чилийского президента Мануэла Бульнеса, отвоевавшеого этот кусок земли у испанцев еще 19 веке и построившего здесь форт. Хотя позже из- за тех же климатических условий, что стали причиной смерти первых поселенцев, форт перенесли на то место, где сегодня стоит Пунта Аренас. Осмотрев форт-музей, я прибыл в аэропорт, и уже ночью того дня был в Сантьяго.